Неожиданные параллели: «Аукцыон» & «Вежливый отказ» и Сергей Старостин & Омар Фарук Текбилек
Название блога провоцирует частые разговоры по поводу того, что есть хорошая музыка. Надо сказать, что определений набралось уже довольно много и при этом они мало противоречат друг другу. Четыре недавних концерта натолкнули меня на новые характеристики такой загадочной субстанции, как «хорошая музыка». Лучшие исполнители умеют с помощью сложной музыки донести до нас любые эмоции или открыть возможность общения с высшими сферами.
«...меня прёт от додекафонии»
Так, или примерно так люди, бывает, пытаются передать свои ощущения после концертов групп «Аукцыон» или «Вежливый отказ». Нет, конечно, до настоящей додекофонии редко доходят что те, что другие. Но всё же музыка Леонида Фёдорова и Романа Суслова однозначно непростая, «авангардная», вполне пригодная для вдумчивого слушания. Но это дома или в машине, когда ты находишься наедине со звуком и вполне способен распробовать новые музыкальные идеи.
На концертах же им удаётся, казалось бы, невозможное: завести зал, передать свою энергию, свои эмоции слушателям. И тут понимаешь, что все эксперименты, все новые мелодические или немелодические ходы, весь этот авангардный инструментарий может быть использован не так, как обычно. Большинство современных музыкантов ограничиваются «раздвиганием границ», для них новый саунд или нетривиальная аранжировка самодостаточны. «Аукцыон» и «Отказ» идут дальше: не будучи абсолютными лидерами в изобретении новых выразительных средств, они мастера использовать их по прямому назначению. Они передают эмоцию в чистом виде, для чего, собственно, музыка и существует.
И если ты эти эмоции принял, тебе уже всё равно, додекафония там, рок-н-ролл или атональная музыка. Тебя прёт, и ты счастлив! А уже дома сидишь и разбираешь концерт по косточкам.
Для этого, видимо, обе группы и выпустили DVD с записью лучших, пожалуй, своих выступлений. «Аукцыон» — видеозапись концертов группы, состоявшихся весной этого года, с участием Марка Рибо (Marc Ribot), Джона Медески (John Medeski), Фрэнка Лондона (Frank London) и других известных музыкантов. На этих концертах группа представляла новый альбом «Девушки поют». А «Вежливый отказ» сделал запись легендарного концерта-возвращения в марте 2006 года. Презентации обоих дисков только что, с интервалом в неделю, были отмечены столь же достойными концертами. Если вы там не были, купите хотя бы диск. Неплохой способ проникнуться духом концерта и заодно разобраться, какими же средствами музыканты доносят до нас столь мощный энергетический заряд.
Разговор над головами слушателей
Нечто совсем другое, но от этого не менее ценное, происходит на концертах суфийского музыканта Омара Фарука Текбилека (Omar Faruk Tekbilek) и главного хранителя аутентичной русской музыкальной традиции Сергея Старостина. Лично у меня создаётся впечатление, что в тот момент, когда они поют, зал для них перестаёт существовать. Если бы никого не было, то они делали бы то же самое. Создаётся впечатление, что обращаются они к кому-то другому.
И если с Текбилеком более или менее понятно: суфийская традиция прямо предписывает божественное предназначение пения, то точный адресат песни Старостина не столь явно определён. Но даже срамные частушки он поёт так, что хочется не плясать и веселиться, а задуматься о большем. И современные сложные фри-джазовые аранжировки, которые делают группы, с которыми Сергей Старостин предпочитает работать, подчёркивают эту внечеловеческую адресацию послания, заложенного в его пении и в его игре на разнообразных дудках.
Получается, что если околороковые «Аукцыон» и «Вежливый отказ» научились использовать современную музыку для донесения собственных эмоций до слушателей, то Текбилек и Старостин устанавливают связь с более высокими сферами. И им нужна наша помощь, но одновременно на предлагают воспользоваться этим каналом. И от нас зависит, для каких целей мы этот канал задействуем.
Впрочем, о способности некоторых современных музыкантов возвращать пению изначальный сакральный смысл, я уже писал, когда распробовал, наконец, то, что привезла нам Шинейд О`Коннор (Sinéad O'Connor).
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий