Saadet Türköz: восточный романс с суфийскими корнями

О концертах Саадет Туркёз в «ДОМе» и Московском доме национальностей хотелось бы сказать особо. Интересная певица с уникальным репертуаром и любовью к импровизации не могла не привлечь внимания. В том, что она делает, особенно важен элемент новизны. Но это не цирковая новизна очередной «дивы с Востока», это новизна сообщения, которое Саадет несёт в своих импровизациях, основывающихся на казахских и турецких народных песнях с изрядным влиянием арабской и персидской вокальной традиции.

Несмотря на всю тюркоязычную экзотику и джазовые переливы в голосе, Саадет Туркёз (Saadet Türköz) поёт довольно простые песни. В итоге, как заметил музыкант Сергей Летов, который с явным интересом выслушал выступление певицы, получается своеобразный «восточный романс». И хотя это музыка другого культурного ряда (не говоря уж о недоступности для большинства присутствующих языков, на которых пела Саадет), у слушателя возникает понимание того, что рассказывается на сцене. Саадет — сказитель, который хочет поведать простую историю, облекая свои воспоминания и воспоминания своего народа в форму музыки.

В том, что делает певица, очень сильна генетическая память, память поколений кочевников, нимало не отретушированная европейской культурой, в рамках которой она создаёт свой нарратив. Она во многом проживает свои истории прямо на сцене, захватывая даже неподготовленного слушателя внутрь своего повествования. К тому же на творчестве певицы существенный отпечаток оставила суфийская музыкальная традиция, музыка Корана. А это значит, что восприятие её рассказов требуют особого настроя и немалых усилий как от музыканта, так и от слушателя. Последнему, даже если он воспитан в иной традиции, не должно быть поглощенному тварным, когда звучит музыка.

И это притом, что Саадет Туркёз не обладает каким бы то ни было выдающимся голосом. Да, он силён, но диапазон его, по словам Сергея Летова, не превышает диапазон человеческой речи. Тем не менее, то, как она микроинтонациями выделяет важные для неё моменты, как совсем не европейскими интонациями передаёт особенности во многом непонятной нам культуры, управляет вниманием зала и захватывает его полностью. Поэтому и сообщение, которое она несёт в своей музыке, вполне очевидно считывается и остаётся в памяти любого из слушателей.

Дуэт с Антоном Силаевым в «ДОМе», если и был интересен самой певице и знакомым с её творчеством слушателям в зале, для меня был скорее помехой. Очевидно, что этот неплохой музыкант и импровизатор не всегда понимал, что хочет сказать Саадет, да и самому ему хотелось донести до слушателей что-то своё. Поэтому противоречия периодически возникали. Но он честно пытался следовать своей музыкальной партией за «историями», рассказываемые певицей. И, тем самым, позволил выделить дополнительные грани в таланте этой необычной певицы, предпочитающей обычно петь a capella.

Шумовая электроника Силаева в первой композиции совершенно точно мешала и плохо сочеталась с тем, что делала со звуком Саадет. Но в следующих композициях что-то произошло, и аккомпанемент перестал выходить на первый план. Такое впечатление, что звуки у певицы начали выходить непосредственно из груди, и голос в этом перестал участвовать. А проблемы совпадения с тем, что делает Антон Силаев, ушли на второй план. После этого обратить на него внимание можно было только в тот момент, когда он менял инструменты: ноутбук, диджериду и труба вполне органично поддерживали вокал певицы. И пожалуй, в самом конце выступления, Силаев почувствовал усталость зала от монотонности предлагаемых распевов. Тогда он начал нагнетать напряжение в музыке, захватывая тем самым внимание слушателей и заставляя вокал следовать за своей аранжировкой.

А Саадет Туркёз — певица романсовая, камерная. И лишняя экспрессия ей, пожалуй, вредит. Поэтому гораздо органичней она выглядела на сольном концерте, где сама выбирала, как рассказывать свои истории.

Жаль, что Назим Надиров, организовавший концерты Саадет Туркёз в рамках своего проекта «Дивы Евразии», увлечён промоутерской деятельностью уже не так сильно, как ещё несколько лет назад. Боюсь, что следующая «дива» появится в Москве опять не раньше, чем через полгода.


Спасибо замечательному музыканту Сергею Летову
за умение делиться своим пониманием хорошей музыки.

фотографии с сайтов:
Фирма грамзаписи «ДЛИННЫЕ РУКИ»
RootsWorld

[Напоминание] Exit Project @ 30 сен, (вс) 20:30


Exit Project

30 сен, (вс) 20:30

В клубе "Союз композиторов"

Уникальный проект, существующий уже более пяти лет, прошел несколько стадий своей эволюции. Начавшийся с работы талантливого гитариста и аранжировщика Романа Смирнова, практически в одиночку выносившего первые два альбома, EXIT project динамично разросся в открытую музыкальную лабораторию, присоединиться к которой может практически любой музыкант. В 2003 году появился первый акустический состав – квинтет, а с 2004 года проект существовал в форме трио – вместе с Романом в творческий процесс активно влились гитарист и аранжировщик Олег Смирнов и барабанщик и перкуссионист Владимир «Биг» Глушко. Сочетая живые гитарные импровизации с богатым электронным звучанием, трио активно выступало в московских музыкальных клубах и на крупных фестивалях в России и за рубежом. Коллектив быстро завоевал своего слушателя - содержательностью и глубиной музыки, непосредственностью контакта с публикой и взаимодействием музыкантов на сцене, оригинальным оформлением сцены. Коллектив является флагманом движения за свободное распространение музыки Free!Music.

Сейчас музыканты активно играют живые выступления с разнообразными гостями. Искушенный слушатель, следящий за творчеством коллектива, всякий раз приходя на концерт, уже ожидает кого-то новенького – «специального гостя». В этом году это уже была джазовая вокалистка Екатерина Зинич (26 Герц), саксофонист Александр Алехин (Alissid Jazz), гитарист Александр Костиков, пианист Григорий Сандомирский (Лампа Ладино), Глеб Кочетов (виола) и активно влившиеся в проект бас-гитарист Тимур Пирогов (Alissid Jazz, Mark Almond) и перкуссионист Джон Кукарямба (Токэ Ча). Часто играет с группой и замечательный музыкант Сергей Летов.

Стилистически, пожалуй, стоит ожидать горячий сплав джаза и арт-рока с добавлением электроники и интонаций этно. Музыка такого уровня – это событие для концертной жизни.

Цена билета: 300руб

Открыть календарь»

[Напоминание] ЛАМПА ЛАДИНО @ 30 сен, (вс) 23:00


ЛАМПА ЛАДИНО

30 сен, (вс) 23:00

В клубе "Проект ОГИ"

Сефардская (сефарды - испанские евреи) музыка, старательно отысканная, аранжированная и исполненная молодой группой, с тщательностью и вниманием к деталям, достойными молодых исследователей. Тексты исполняются на ладино - языке-гибриде идиша и испанского, на котором в мире-то говорит горстка людей. А тут - в центре Москвы поют на нем песни. Нечасто такое встретишь.

«…В огромной мешанине различных этно-коллективов большого Вавилона -- Москвы "Лампа" не то что выделяется -- она просто стоит наособицу. Других таких нет вовсе. Сефардские песни? Тогда откуда такие джазовые импровизации? Арт-рок? Тогда почему вокал так яростно, страстно пронизан Испанией, мавританской, средневековой, еврейской? Из кваканья и кряхтенья сумасшедшего авангарда, всплесков флейты, скрежета скрипки, упругих неуловимых аккордов возникает музыкальная тема, древняя и печальная, которая потом будет аранжирована самым немыслимым образом. И вот только приспособишься, расслабишься, как тут же музыканты, словно в насмешку над доверчивым слушателем, меняют буквально все, посмотрите в их честные глаза, а кто обещал, что будет легко и знакомо? Ну как про них писать? Одно очевидно: тот, кто в зале -- тут не царь и бог, а просто свидетель. Музыканты играют не для почтеннейшей публики, а, похоже, ради единой красоты и радости игры. И, похоже, им это прекрасно удается…» Тикки А. Шельен

Музыка группы ЛАМПА LADINO - это авторские обработки старинных сефардских романсов на еврейско-испанском языке («ладино»), произошедшем от средневековых диалектов испанского.

«Исполняемая ЛАМПОЙ LADINO музыка не претендует на аутентичность - скорее сефардские романсы выступают в качестве «стандартов» по подобию джазовых. Участники коллектива наполняют музыку своими мыслями, интересами, мастерством - стараясь при этом донести до слушателя красоту старинных мелодий, сохранить некий восточный колорит, обогащая его современными ритмами - латиноамериканскими, африканскими и др., используя различные музыкальные приемы - от джаза, рока, свободной импровизации до коллажа и компонированной музыки. Объединяется все это разнообразие завораживающими мелодиями сефардских романсов и таинственным звучанием еврейско-испанского языка. А голос Светланы Свириной, виртуозно владеющей различными вокальными техниками, делает музыкальный образ группы особенно привлекательным.» RealMusic.ru

Состав группы:
Светлана Свирина – вокал
Григорий Сандомирский – фортепиано, орган, мелодика, голос
Мария Логофет - скрипка
Лиза Дудкина - флейта, перкуссия, вокал
Алексей Андреев - гитара
Олег Канаков - бас-гитара
Кирилл Паренчук – перкуссия, барабаны


Информация на сайте группы "ЛАМПА LADINO"

Открыть календарь»

"Длинные руки" для ограниченного пользования

В одном концерте собрали выступление начинающего музыканта, относительно удачный эксперимент по объединению восточного романса с электронной и шумовой музыкой и невнятный ambient от заслуженного исполнителя. На первом концерте фестиваля «Длинные руки» в «ДОМе» посетителей было немного, а удача для интересующегося слушателя, по большому счету, случилась одна: знакомство с фантастической Саадет Туркёз. Но и этого для понимающего посетителя немало.

На любой концерт фестиваля «Длинные руки», который уже в четвёртый раз проводит одноимённое агентство и культурный центр «ДОМ», всегда идёшь как участник лотереи и гадаешь, повезёт ли в этот раз. Нет, времени на это не жалко — в любом случае что-то интересное произойдёт. Но удачи особенно приятны, ведь большинство музыкантов, представляемых фестивалем, слышишь впервые. Тем приятнее возможность узнать новое и пополнить собственный список хорошей музыки.

Такой удачей на первом концерте фестиваля стало выступление Саадет Туркёз (Saadet Türköz) — певицы, уже давно исполняющей турецкие и казахские песни как соло, так и с известными музыкантами по всему миру. На концерте в «ДОМе», по словам организаторов, мы присутствовали при эксперименте: вместе с Саадет играл Антон Силаев, репетировавший с певицей перед этим концертом всего два или три раза. Не скажу, что это было идеальное решение для первого знакомства, но певице и знатокам, похоже, оно пришлось по нраву. Но именно в этом и состоит особенность данного фестиваля — представлять необычных и не слишком известных музыкантов или сочетания, казалось бы несочетаемых направлений для создания новых смыслов. Если это было целью создания дуэта, то с ней организаторам удалось справиться.

Первый же в программе вечера музыкант, Демитриус Спаниас (Demetrius Spaneas) из США, удивил не столько выступлением, сколько самим фактом своего присутствия на этом фестивале в Москве. Он играл чужую музыку по нотам, со школьной старательностью переворачивая их во время игры. Выглядело это, по словам Сергея Летова, уникального саксофониста и кларнетиста, как экзамен за 6-й класс музыкальной школы. С саксофоном дело пошло получше, но выше 10-го класса подняться ему не удалось. Это было бы ничего, если бы у американского музыканта было бы хоть какое-то сообщение для слушателей.

Посетителей, как часто бывает в «ДОМе», было немного, однако, было понятно, что случайных людей там немного. Потому каждый музыкант получал свою порцию внимания. Хотя к середине выступления Pacific 231, проекта Пьера Жоливе (Pierre Jolivet) из Франции количество зал существенно опустел, а у бара и у выхода образовались кружки по интересам. Серьёзно обсуждать эту группу не буду, поскольку также присоединился к одному из них. К тому же подобная электронная музыка совсем не в моём вкусе, поэтому тут я не могу делиться даже ощущениями.

В целом же фестиваль продолжает традицию музыкальных посиделок для своих. И он лучший в их ряду. И даже не знаю, что было бы лучше: если всё останется по-прежнему или если фестиваль станет популярным. А вот бесплатные яблоки на стойке бара — приятная дань приметам нынешнего года.

[Напоминание] В поддержку фестиваля "Пустые холмы" @ 29 сен, (сб) 21:00


В поддержку фестиваля "Пустые холмы"

29 сен, (сб) 21:00 - 23:00

В клубе Bilingua

Концерт. В поддержку фестиваля «Пустые холмы». Участники: «Наеховичи», «Кимбата», «Рома ВПР»,

билет 300\350 руб.

Открыть календарь»

[Напоминание] КОЛИБРИ @ 28 сен, (пт) 22:00


КОЛИБРИ

28 сен, (пт) 22:00 - 23:00

В клубе "Проект ОГИ"

Давно это было, но воспоминания приятные до сих пор есть. Можно сходить. Говорят, до сих пор похоже. Хотя и не те уже там девицы.

Сайт группы "Колибри"

Открыть календарь»

SHIBUSASHIRAZU было тесно в Икре

Оркестр SHIBUSASHIRAZU не подкачал. Те, кто были на СКИФе два года назад, могли вспомнить безумие первого выступления оркестра в Москве плюс порадоваться паре-тройке новых номеров. На сцене клуба Ikra творилось что-то невообразимое: 16 музыкантов, 8 танцоров плюс дирижер/режиссер, роль которого в общем безумии стала понятна не сразу. Итогом стал вопрос, задаваемый на следующий день: «Где была твоя крыша, когда японцы нам по ушам ездили».

Вот представьте: пришли вы на концерт, о котором вас уже предупредил блог «Хорошая музыка». Вы поверили и пришли. Опоздали (в Москве иначе сложно), а выступление началось точно по расписанию. Страдать? Ни за что! Включаться надо - и счастье не замедлит прийти. У меня получилось: буквально через пять минут после прихода я отплясывал неизвестно что, ориентируясь на движения go-go girls.
Да, вы можете не верить, но наиболее профессиональный джазовый коллектив из Японии, который мне доводилось когда-либо слышать, главной своей фишкой держит двоих девиц в блестящих платьях и цветных париках. Ладно бы они умели танцевать, так ведь нет - любое из их движений, которые они повторяли как заведённые, не несли ничего нового до тех пор пока...
Пока с полу не поднялись танцоры традиционного японского театра буто. Дело даже не в голой женщине на стойке сцены, дело в том, что эти танцоры несли нам дополнительное послание. И, похоже, им это удалось. Выделенное им пространство дополнительнй сцены использовалось по полной: перформанс продолжался как минимум полконцерта.

А дальше представьте: на концерте вы утыкаетесь взглядом в спину непонятного человека в растянутой майке, который задумчиво курит на сцене и кажется абсолютно безразличным к тому, что происходит перед ним. Да, через пару песен он проснётся и начнёт указывать музыкантам, что им делать, а потом затихнет опять. Это - дирижёр. Не важно, кто он таков и как его зовут, ведь мы знаем, что именно он рулит своим, подземным, оркестром. И за это мы его полюбили. И, наверное, даже сможем когда-нибудь понять.

А самое важно началось чуть позже, во второй половине, когда «Шибусаширацу» начали играть не только для себя. Несмотря на то, что пассажи, исползуемые оркестром, были весьма тривиальны, роковые запилы - редки, а джазовые «тирли-ра-рурам» - выглядели очередным откатом назад, я не смог предъявить ни одной претензии музыкантом.
При этом мои взгляды на музыку изменились кардинально: я думал, что задача хорошей музыки - извлекать новые звуки. Ан нет: этот оркестр умудрился из абсолютно старых звуков сделать всё, чтобы я из спячки выпал. Одна и таже последовательность мелодий для SHIBUSASHIRAZU были только поводом для того, чтобы затеять новый звуковой беспредел. А потом пошла кода, почти с середины концерта пошла и продолжалась почти до самого конца. А меня как воткнуло, так и понесло. Меня больше не было в зале, я ушёл оттуда далеко...

Хотя потом остановился. Остановился, несмотря на то, что джазовые пассажи были тривиальны, а роковые проходы - давно слышанными. Дело-то не в этом, дело в том, что музыкантам было нужно куда-то деть энергию, которая всех нас поднимет.
Всё действительно пошло вверх, и даже дирижёр оркестра встал со своего места и включился в общее безумие. Особенно после гопака, которым «Шибаса» разбавили по-настоящему финальную коду.

Фото Алексея Мощенкова
специально для «Хорошей музыки"

[Напоминание] Второй концерт фестиваля "Длинные руки-IV" @ 28 сен, (пт) 20:00


Второй концерт фестиваля «Длинные руки-IV»

28 сен, (пт) 20:00 - 22:30

В культурном центре «ДОМ»


- Odd Appetite (USA) - дуэт Ха-Янг Ким /Ha Yang Kim (виолончель) и Натана Дэвиса/Nathan Davis - (перкуссия).

- Эрнст Райцигер /Ernst Reijseger (Netherlands)
(Виолончель). Эрнст Рейсегер - это культовое имя, он - это фри-джаз, импровизационная музыка и новая классическая музыка.

- Onde (Belgium). Новое дыхание свободной музыки Noise-Maker's Fifes.
Основная черта группы - это способность к живым импровизациям, с помощью электроники, мультимедиа и акустических средств, а также - самодельных инструментов.

- «ОРНАМЕНТЫ»: Мигел Руйз, Евгений Вороновский, Алексей Борисов (Испания, Россия). Презентация диска «Ornaments» - эдакий dark-ambient с трансовыми ритмами...

Подробности лучше смотреть на странице КЦ «Дом», представляющей концерт этого дня на фестивале «Длинные руки-IV».

Открыть календарь»

[Напоминание] COMPATRIOTES Orchestra @ 28 сен, (пт) 21:00

COMPATRIOTES Orchestra

28 сен, (пт) 21:00 - 22:30
(Москва +00)

В FM-Club

Один из лучших по звуку клубов Москвы принимает группу, составленную из музыкантов Конго, Венесуэла, Кабо-Верде и России.
Современная африканская музыка в исполнении всё-таки российской группы. Зажигательно, качественно и весьма любопытно. Если не были - обязательно сходите.


Открыть календарь»

[Напоминание] Первый концерт фестиваля "Длинные руки-IV" @ 27 сен, (чт) 20:00

Первый концерт фестиваля «Длинные руки-IV»

27 сен, (чт) 20:00 - 23:00


В культурном центре «ДОМ»

Программа любого фестиваля «Длинные руки» — возможность узнать новую музыку, услышать новый звук и познакомиться с новыми исполнителями. Как правило, первая встреча с любым из участников фестиваля происходит именно в КЦ «Дом». Поэтому анонсировать «длиннорукие концерты» — занятие для профессионалов или полных дилетантов. Не относясь ни к тем, ни к другим, я не рискну комментировать выступления, которые представлены в программе.

Итак, в этот четверг, 27 сентября, фестиваль представит нам следующих музыкантов (на основе информации культурного центра «Дом»):

Demetrius Spaneas (США) — саксофон, кларнет, электроника. Импровизации, построенные в классических формах, включают электронику, видео и мировую музыку.

Saadet Türköz/Антон Силаев (Швейцария-Россия) — вокал/труба, электроника. Истоки первых импровизаций Саадет Туркёз лежат в красоте языка Корана. Также она исполняет казахские и турецкие песни.

Pacific 231 (Франция). Стиль группы претерпел довольно существенные изменения, далеко уйдя от шумовой музыки в область экспериментальной электроники и синтетического звучания

Подробности о каждом из участников лучше смотреть на странице КЦ «Дом», представляющей концерт 27 сентября на фестивале «Длинные руки-IV».

Начало в 20.00
Вход: 500 руб., студентам — 400 руб.

Открыть календарь»

[Напоминание] "ДЛИННЫЕ РУКИ - IV" - фестиваль клуба "Дом" @ 27 сен, (чт) - 7 окт 2007, (вс)


«ДЛИННЫЕ РУКИ - IV» - фестиваль клуба «Дом»

27 сен, (чт) - 7 окт 2007, (вс)


Международный фестиваль новой музыки «ДЛИННЫЕ РУКИ» уже в четвёртый раз проводится клубом «ДОМ». В Санкт Петербурге событие будет поддержано одновременно проходящим форумом «АПОЗИЦИЯ».

В этом году московская часть фестиваля будет состоять из двух частей:

ДЛИННОРУКАЯ МУЗЫКА в КЦ «ДОМ» (27-30 сентября) - фестиваль авангардной, новой, экспериментальной, шумовой и необычной музыки в Культурном центре «ДОМ».

ДЛИННОРУКОЕ ДВИЖЕНИЕ в АТТ «ЦЕХ» (6-7 октября) - фестиваль, входящий в квантовую решетку авангардно-современно-танцевальных сгустков энергий в Агентстве театров танца ЦЕХ-Актовый зал

Четвертый Международный Форум авангардных искусств объединит артистов из разных стран, работающих в различных направлениях современной музыки, мультимедийного искусства и искусства движения.

В этом году на форум приедут гости из США, Нидерландов, Бельгии, Аргентины, Германии, Франции, Канады, Японии, Великобритании, Швейцарии, Испании и Сингапура. Это будут музыкальные коллективы, видео художники, артисты перформанса и физические театры. Подробности программы фестиваля смотрите в календаре интересной музыки или в блоге «Хорошая музыка».

Традиционно фестиваль - посвящение Николаю Александровичу Дмитриеву, музыкальному продюсеру, занимавшемуся искусством нового тысячелетия. Николай Дмитриев посвятил большую часть своей жизни открытию нового в мире искусства. Он, вместе с Сергеем Курёхиным, - основатель агентства «Длинные руки», позднее - Культурного центра «Дом» и один из кураторов программы «Культурные герои ХХ1 века», представлял и отечественной и зарубежной публике в первую очередь звуковое искусство самых радикальных и экспериментальных форм и жанров. И именно этой установкой на собирание принципиально нового и не представленного в других местах заряжены организаторы «Длинных рук-4».

Начало концертов в 20:00-20:30
Вход: 500 руб., студентам - 400 руб.


Открыть календарь»

[Напоминание] SHIBUSASHIRAZU @ 26 сен, (ср) 20:30


SHIBUSASHIRAZU

26 сен, (ср) 20:30

В клубе Ikra

Эту группу у нас часто сравнивают с «Поп-механикой» Сергея Курёхина. Только по-японски, с национальным колоритом.


Единственный на планете, самый безумный оркестр «ШИБУСАШИРАЗУ» устроит умопомрачительное зрелищное шоу. Название оркестра переводится на русский как «Зажигай!», что вполне соответствует темпераменту коллектива, который выступает на крупнейших рок- и джаз-фестивалях по всему миру, собирая как стадионы публики, так и более камерные театральные залы.

Творчество «ШИБУСАШИРАЗУ» выходит за рамки привычных представлений о джазовом биг-бэнде, в нем скрещивается новоджаз с роком, японской enka, поп-музыкой, латиноамериканскими ритмами, всевозможным фольклором и даже клезмером. Что получается?.. Взрывоопасная, зажигательная смесь!

Может показаться, что оркестр молодежный, но это не так. В составе SHIBUSASHIRAZU играют заслуженные, опытные, талантливые музыканты, постановкой шоу (которое является неотъемлемой частью любого концерта) занимаются замечательные художники, на сцену вместе с музыкантами выходят известные танцоры буто и актеры традиционного японского театра.

Cцена для «ШИБУСЫ» - тотальный арт-объект. Во время музыкальных номеров демонстрируется видео-арт и японская анимация, задник сцены становится большим художественным полотном, а царит над всем этим кажущимся хаосом - 20-ти метровый надувной дракон. Он парит над головами публики, как бы освящая действо древней восточной символикой.

Единственный вопрос, который возникает: как со всем этим справится не слишком просторная сцена клуба Ikra.

Предварительно - 700р., VIP - 1500р., SuperVIP - 2000р.
На входе - 800р., VIP - 1700р., SuperVIP - 2300р.

Открыть календарь»