Инна Желанная в "XO": фолк-рок в рок-клубе

Новый концертный сезон группа Инны Желанной открыла 21 сентября выступлением в рок-клубе «XO». То ли направленность клуба повлияла, то ли изменения в составе, но Progressiv psychodelic world music, которой весной поразила нас Инна, где-то потерялась. Нам предъявили скорее фолк-рок, исполненный качественно, с пониманием и душой. Но после весенних концертов я всё-таки ждал большего.

Группа не досчитались двоих музыкантов. Барабанщика Андрея Романику попытались заменить Александром Худяковым. Вместо клавишника/электронщика Аркадия Марто, плотную звуковую ткань, отличающую музыку Желанной, отчасти создавал «мастер на все руки» Сергей Калачёв. Но потери не прошли бесследно это совсем другая группа, не та, которая ещё весной сносила мне крышу в клубах «Апельсин» или «На Брестской».
Музыка кажется проще, кажется более «земной» и меняется восприятие того, что слышишь. Отсутствие электроники и хард-роковые барабаны создают ощущение понятного и доступного фолк-рока. Даже в середине выступления, когда на песнях «Русалки» и «Марьюшка» по спине поползли-таки мурашки, казалось, что ты понимаешь, откуда они взялись. Действительно только казалось, но это мешало раствориться в музыке группы, что ранее случалось со мной неоднократно.

Но, возможно, всё это надуманно и причина лишь в том, что после фантастического начала музыкальной жизни группы весной, я слишком многого ждал от этого концерта. Тем более что он был заявлен, как событие, как открытие концертного сезона. Я уже писал о совершенно разных ощущениях от клубных и «полноценных» концертов. И, надо сказать, что в этот раз мы получили тот самый клубный концерт. А сомнительная, с точки зрения удобства музыкантов и зрителей, планировка клуба «XO» весьма этому поспособствовала.
Сцена здесь расположена вдоль длинной стороны зала, в результате чего значительная часть зрителей оказываются за пределами зоны с нормальным звуком. Вообще, найти в зале точку, где звук был бы приемлемым, было задачей непростой. Разве что на втором этаже, рядом с пультом уважаемого г-на Губатова можно было слушать, не отвлекаясь на проблемы со звуком. По всей видимости, зал изначально был рассчитан на выступления «гаражных» рок-групп, которые преобладают в программе клуба. Для группы Инны Желанной это точно не лучший вариант.
С другой стороны, из-за особенностей организации пространства в клубе, полноценной границы между сценой и залом не наблюдалось. И обстановка в этот вечер была какая-то совсем домашняя. Атмосфера квартирника, которой Инна Желанная так стремилась добиться на акустическом концерте с Калачёвым, была реализована полностью. Зал, на три четверти состоящий из постоянных посетителей концертов певицы, живо реагировал на песни, общение с залом продолжалось весь концерт, а мне удалось, наконец, сосчитать количество педалек у Гребстеля. В общем, приятный вечер с хорошей музыкой, не требующей для восприятия какого-либо напряжения. А верным поклонникам группы концерт явно пришёлся по душе.
Жалко, что и другие параметры концерта зачастую также приближались к уровню «квартирника».

Но почти в самом конце выступления всё сложилось: «Зима», о неизбежности наступления которой Инна говорила с самого начала, захватила концерт полностью. В результате одна песня компенсировала всё, что не устраивало на протяжении этого вечера. Вернулся и транс, и психоделика, и привычное ощущение эйфории от концерта любой группы Инны Желанной. Жалко, что продолжалось это всего одну песню... Но только ради этого стоило туда прийти - на большинстве «клубных» выступлений и этого не получаешь.

На бис были блюда из совсем другой
акустической программы. Дуэт с Калачёвым - проект интересный, но после основной программы эта музыка была воспринята только как дижестив или, по-русски, рюмка на посошок, которую наливают засидевшимся гостям. Все успокоились и пошли восвояси. А жаль - после «Зимы» душа требовала продолжения банкета.
И теперь я пребываю в ожидании настоящей «Зимы» в жизни одной из наиболее уважаемых мною российских групп.

Фото Алексея Мощенкова
специально для "Хорошей музыки"

[Напоминание] Группа "Волга" @ 23 сен, (сб) 20:00


Группа "Волга"

23 сен, (сб) 20:00

В клубе "Дом"

Идём обязательно...

В творчестве московского этно-электронного проекта "Волга" жесткая электроника сплавлена с танцевальными ритмами даб, трип-хоп, хаус и распевами Анжелы Манукян старорусских текстов-уговоров, ублажений сил природы. Гипнотический вокал солистки, обрамленный индустриальными электронными ритмами и славянской полиритмией (Роман Лебедев, электроника, эффекты, экс-"Коррозия Металла"; Алексей Борисов, нойз, электроника, "Ночной Проспект"; Юрий Балашов, звукосук и тибетская чаша, художник-лауреат премии Grammy (США) за оформление альбома Фрэнка Заппы) увлекает души слушателей в путешествие за пределы обыденного, в мир мистерий и лесных духов, круговерти и космического резонанса.

Участники коллектива - хорошо известные музыканты не только в России, но и за рубежом. "Волга" выступала с концертами в Германии, Франции, Финляндии, Таиланде, Словении, а ее песни звучат в программах Би-Би-Си и Резонанс ФМ (Великобритания), Радио Франс и Радио Нова (Франция), Мульти Культи (Германия), в радиоэфирах Италии, США, Канады, Австралии, Японии, Таиланда, Чехии, Финляндии.

С 1997 г. группа выпустила 6 альбомов, последний – в Англии. Ее трэки, неоднократно попадающие в зарубежные чарты, входят в сборники как западных лейблов ("Sound Of The World", Wrasse Records 2005), UK, составленный ведущим британским специалистом BBC в области world music Чарлзом Гиллетом; Lollipop Shop 2006, Германия), так и отечественных (ЕTHNOTRONICA, Маnas Records 2006, выпущенная “Назим Надиров Продакшн”, ведущей компании России по мировой этнической музыке; "Славянозвучие /Slavosonic", Dars records 2006). В данный момент в Англии на лейбле “Lumberton Trading Company” вышел новый альбом "Волги": “Помол”.

В своем сборнике Чарлз Гиллет отмечает, что при демонстрации альбома Брайну Ино тот слушал, словно завороженный, песню “Вереюшки” с чудесным голосом Анжелы Манукян. А еще ранее он выразил свое восхищение творчеством группы в воскресном приложении к журналу “Обзервер”, 17.10.04: “У меня такое чувство, что "Три Поля" Волги станет альбомом, который обозначит 2004 как год, в котором мы на обе ноги призeмлились в 21 век. ”

Под музыку " Волги" танцуют на всех площадках мира. В частности, в танцевальном чарте британского журнала "Моджо" 2005 г. группа стоит на 6-м месте. "Несмотря на устойчивый интерес к истории и фольклору, то, что создает проект "Волга", отличается от привычного декоративного звучания и всевозможных стилизаций. Сочетание самых современных электронных ритмов с акустическими инструментами, сконструированными одним из участников коллектива и удивительным голосом Анжелы Манукян, рождает уникальную мелодику. Древность и современность тесно сплетаются в единое целое и порождают тысячу видений" - портал RusOnline.ru.

Сайт группы "Волга"

Открыть календарь»

Клубные концерты не предназначены для музыки

Последнее время мне не везёт: иду на концерт, предвкушая час-полтора общения с хорошей музыкой, а попадаю на междусобойчик, где музыка - только повод для встречи старых знакомых. Я понимаю, что у каждой группы есть выступления-события и есть выступления обычные, чуть ли не проходные. Но как заранее отличить одно от другого - я не понимаю.

Хорошая музыка у нас - обитает преимущественно в клубах и сделать запоминающееся шоу с её участием удаётся далеко не всем. Да и не всегда нужно это шоу, если есть настоящая музыка и желание эту музыку играть по-настоящему. И это происходит, но, к сожалению, далеко не всегда.
Последние примеры концертов, где мои ожидания не совпали с реальностью: пятничный концерт Инны Желанной в "XO" и чуть более раннее выступление "Хоронько-оркестра" в "Китайском лётчике...". Между этими группами мало общего, уровень моих ожиданий был также разным, но, тем не менее, даже скромные ожидания оправдались не полностью. От концерта группы Инны Желанной я ждал очередного откровения, События с большой буквы, тем более после сета на фестивале "Преображение", где неудовольствие очень легко было списать на погоду, звук и отсутствие зрителей. Получил же всего лишь очень хороший, как обычно, концерт. Хоронько сотоварищи по определению группа кабацкая, но меня всё равно расстроила некоторая беспомощность музыкантов оркестра, который так классно звучит в записи. Импровизации, в которых по определению должны быть сильны джазовые музыканты, выходили плоскими, а пиковый момент выступления любого такого коллектива - персональное соло - у всех из них выглядело не более, чем отработка обязательного номера.
И главное, что никогда не получается заранее предугадать, на какого рода мероприятие ты попадёшь: клубный междусобойчик или "настоящий" концерт, где дух будет захватывать, а по спине будут ползать мурашки от того, что делают музыканты. Поэтому на всякий случай стоит подобрать хорошую компанию для похода в клуб, даже если там выступает достойный музыкант или группа. Если музыкальная часть вечера не удастся, то это легко можно будет компенсировать общением.
А вот на "настоящие" концерты лучше ходить одному или с очень понимающими людьми, которые оставят тебя в покое на всё время, пока ты слушаешь. И, возможно, помолчат с тобой и после концерта.

Но, быть может, всё это ерунда, и мои ощущения, зафиксированные выше, - это лишь брюзжание человека, который в конкретный вечер не нашёл компании для приятного времяпрепровождения под действительно хорошую музыку. А то, что вся музыка, о которой я здесь пишу, достойна внимания, я уверен.

[Напоминание] Archie Shepp Quartet и другие @ 22 сен, (сб) 19:00


Archie Shepp Quartet и другие на фестивале Jazz Night

22 сен, (сб) 19:00 - 23:30

В клубе "Б1 Maximum"

Archie Shepp Quartet, Moscow Ragtime Band, Сергей Манукян, ансамбль Валерия Киселева на первом осеннем фестивале Jazz Night.

Про фестиваль ничего не скажу - нет собственных ощущений, а вот Арчи Шепп (Archie Shepp) - один из тех джазовых музыкантов, которые, по большому счёту, и привили мне вкус и интерес к этой музыке.
А началось всё, как ни странно, с Хулио Кортасара (Julio Cortázar). Хотя, почему странно: это один из немногих писателей, которые не только действительно разбираются в музыке, любят её слушать и понимают, но и умеют это описать. Так что джаз я успел полюбить ещё до того, как начал в нём мало-мальски разбираться, заочно.

Арчи Шепп же был первым новым именем, которое я вынес из джазовых импровизаций Кортасара. Не удивительно, ведь в коротком рассказе "Киндберг", одном из самых любимых, оно упомянуто около 20 раз. Да ещё и как любимый мотив весьма симпатичного мне персонажа. Только потом я понял всю удивительность этого факта, познакомившись с тем, что называют атональным джазовым авангардом, фри-джазом или ещё как. "Напевать мелодию" Шеппа, как героиня рассказа Кортасара, мне, например, было бы весьма затруднительно.

Да и это, по большому счёту, не важно. Важна музыка Шеппа, свободная импровизация, уносящая как музыканта, так и зрителей далеко от места, где происходит действо. Сложная - да, но совсем не утомительная, а поэтому необходимая зачастую просто для того, чтобы почувствовать, в чём заключается настоящая музыка, настоящая импровизация, настоящий джаз.
Один из лидеров фри-джаза 60-х годов, Иллинойс Джеккет (Jean-Baptiste Illinois Jacquet), не симпатизируя в целом новейшим направлениям того времени в джазе, сказал: "Шепп -- фантастический музыкант, он свингует как дьявол, а его корни в ритм-энд-блюзе, и он владеет всеми стилями негритянской музыки". В целом музыка Шеппа не была столь радикальной, как у других адептов фри-джаза.
Арчи Шепп с 60-х годов играет своеобразный афро-центрический джаз. Его соратником по афро-центризму в джазе считается Сэндерс Фэроу(Farrell ‘Pharoah’ Sanders). Он играл с Джоном Колтрейном, Сесилом Тэйлором, Юзефом Латифом и другими легендами джаза, и сам является яркой и легендарной фигурой авангардного и фри-джаза.

Официальный сайт Арчи Шеппа.

Ощущения от уже прошедших событий смотрите в блоге "Хорошая музыка"

Открыть календарь»

[Напоминание] Алексей Айги и "4`33``" @ 21 сен, (пт) 20:00


Алексей Айги и "4`33``"

21 сен, (пт) 20:00

В театральном центре "На Страстном"


Хотя музыкантов ансамбля Алексея Айги и называют "хулиганами от классической музыки", академизма в их исполнении всё же больше, чем хулиганства. И хулиганят они как классические музыканты - спокойно. Зачастую понять их бывает непросто, но тем интереснее становится эта музыка, стилевую принадлежность которой, как всегда, сходу и не определишь. Классика, джаз, рок и электроника - только повод для того, чтобы сделать что-то новое и ни на что не похожее. Что, кстати, очень нравится маленьким (и не только) девочкам, которых у группы в поклонницах полным полно.

При этом сам Алексей Айги - вполне себе востребованный музыкант и композитор. Нет, речь не идёт о композициях, которые исполняются им с группой "4`33``". Речь о музыке к фильмам: "Страна глухих", за которую он получил премию и некоторых других неплохих фильмов и сериалов. Как музыкант он выступает с Яном Тирсеном, с французским композитором Пьером Бастьеном и джазовой вокалисткой Миной Агосси. С другим музыкальным провокатором, Дитмаром Бонненом, Айги записал музыкальную интерпретацию произведений Даниила Хармса. Они же переложили для своего странного состава музыку гитарного кумира - Джимми Хендрикса.

21 сентября в ТЦ СТД РФ „На Страстном“ Алексей Айги и ансамбль „4’33’’“ дадут концерт под интригующим названием „Маньяк Лаваль или встреча с прекрасным“. Достоверной информации о содержании программы нет, но известно, что составлена она как из новых произведений композитора, так и из „полюбившихся слушателям композиций“. А традиционный состав „4'33“ — скрипка, виолончель, духовая секция, клавиши, бас-гитара и барабаны - отлично смотрятся на сцене театрального центра „На Страстном“.

Стоимость билетов 400-700 руб.

Открыть календарь»

[Напоминание] Инна Желанная @ 21 сен, (пт) 22:30


Инна Желанная

21 сен, (пт) 22:30

В клубе XO

Потеряв по дороге клавишника/электронщика Аркадия Марто и фантастического безумного барабанщика Андрея Романику, новая группа Инны вступает в новый сезон и даёт большой электрический концерт в составе:

Инна Желанная - вокал
Сергей Калачев - бас
Артем Якушенко - скрипка, мандолина
Александр Худяков - барабаны
Владимир Губатов - звук.

Много говорить здесь даже не хочется. Каждый концерт Желанной - это событие, на каждом концерте казалось бы знакомые песни звучат по-новому. Как туда можно не сходить - я просто не знаю...

Начало в 22:30. Вход 400 руб.

Сайт Инны Желанной и сообщество в LiveJournal.

Ощущения после концерта смотрите в блоге "Хорошая музыка".

Открыть календарь»

[Напоминание] The Black Eyed Peas @ 20 сен, (чт) 20:00


The Black Eyed Peas

20 сен, (чт) 20:00 - 22:00

В Ледовом дворце на Ходынке.

Вот никогда не был я поклонником хип-хопа и уж тем более знатоком этого направления. А из групп этого направления назвать могу разве что фантастически интересного Busta Rhymes, да навязшего в зубах Eminem`а (хотя последний, вроде бы относится к рэпу - не чувствую я этой разницы). Тем не менее, сходить на этот концерт я бы рекомендовал всем, кто интересуется музыкой.
Мотивация тут весьма разнообразна: от этнографического интереса (причём как к тому, что происходит на сцене, так и к тому, что творится в зале) через интерес к тому, чем живут твои дети к признанию за этой группой статуса лидера в своём кругу. Кроме того, Black Eyed Peas не хотят обосабливаться и изолировать хип-хоп от влияния других стилей, будь то рок, фольклор или соул. Они ищут интересные решения, причем не только в плоскости освоения новых саунд-примочек.

В программе - песни с альбомов "Elephunk" (2003), "Monkey Business" (2005), "Airpushers - Themes for the Ordinarily Strange" (2006), "Lost Change" (2007).

Стоимость билетов: от 1 тыс. до 10 тыс. руб.

Открыть календарь»

[Напоминание] Marimba plus @ 20 сен, (чт) 20:30


Маримба плюс

20 сен, (чт) 20:30 - 22:00

В клубе "Союз композиторов"

Понимаю, что стало что-то много в анонсах Льва Слепнера и группы Marimba Plus. Но хуже от этого онb вряд ли станeт. А кому-то, возможно, эта информация пригодится. Писать о том насколько интересен музыкант Лев Слепнер или о том, насколько оригинален малазийско-африканско-латиноамериканский музыкальный инструмент маримба (вид ксилофона с деревянными или металлическими резонаторами) лекго и приятно. А о музыке, которая может захватывать полностью, отпускать, а может стать просто хорошим фоном для приятного вечера с друзьями или с маленькой девочкой тем более.

В общем, если придёте, то вряд ли пожалеете. Если мне не верите, то учитывайте, что выступление группы проходит в рамках клубных вечеров портала Jazz.ru, а уж они в джазе разбираются. Даже в таком, как играет группа Льва Слепнера, объединяющая в рамках джазовой импровизации тем от Мориконе до народных ритмов любых стран и континентов.

"Мы играем для тех, чьи музыкальные пристрастия поделены между классической, интеллектуально-джазовой, этнической музыкой, фанком, джаз-роком... Особенно для той части слушателей, которая не представляет себе, как одна группа может все вышеперечисленное объединять воедино в своем творчестве. Как сказал Лев Слепнер, "соединять симфонизм с драйвом"... "
Цитата с сайта группы "Маримба плюс"


Открыть календарь»

[Напоминание] Sax Mafia (Н. Рубанов, С. Летов, Э. Сивков) @ 19 сен, (ср) 22:00


Sax Mafia (Н. Рубанов, С. Летов, Э. Сивков)

19 сен, (ср) 22:00 - 20 сен 2007, (чт) 00:00

В "Проекте ОГИ"

Учитывайте, что Сергей Летов - саксофонист, равных которому в авангардной/импровизационнойц музыке немного найдётся, а про Николая Рубанова вспомните лишь тот факт, что он бессменный саксофонист "Аукцыона". И всё встанет на свои места.

Тут лучше передать слово одному из участников проекта:

"SAX МАФИЯ - первый саксофонный квартет в советском/постсоветском пространстве, все участники которого являются равноправными импровизаторами и авторами. Все уже состоялись как музыканты и известны по множеству проектов. Николай Рубанов - по "Аукцыону", "Союзу Коммерческого Авангарда"; Эдуард Сивков играет в группе "Не Те", долгое время выступал в разнообразных проектах Влада Макарова, "Оркестре Московских Композиторов"; Юрий Яремчук играл в "Русско-Украинском проекте", "Оркестре Московских Композиторов", "Три Я". Кроме того, все мы живем в разных городах, Рубанов - в Петербурге, Сивков - в Вологде, Яремчук - во Львове, а я - в Москве. Мы посчитали инструменты и оказалось. что у нас на четверых больше дюжины саксофонов - от баса до сопрано, 4 бас-кларнета. Проект возник благодаря инициативе Эдика Сивкова."
[Сергей Летов, 9 февраля 2002]


Представление проекта SAX Mafia на сайте Сергея Летова

Открыть календарь»

Желанная, Marimba Plus и замерзший Al di Meola в Сокольниках

В субботу фестиваль «Преображение» в Сокольниках собрал большую часть музыкальной программы, которая была мне интересна. Хотя общая идея и организация фестиваля никак не способствовали нормальному общению с такой музыкой.

Пожалуй, лучше всего формату open air соответствовал концерт группы Инны Желанной, перенесённый с пятницы. На него я опаздывал, но яркий и правильный звук было слышно издалека. Жалко только, что народу на такое событие собралось до обидного немного. Да и те, похоже, пришли не специально музыку слушать, а остановились, привлечённые непривычным для себя звуком.
Действительно было обидно и за группу, которой явно было не по себе, и за поклонников, которые пропустили интересное выступление. А диплом фестиваля, который вручили Инне в конце выступления, которое закончилось точно по расписанию - вообще смех.

Лев Слепнер и «Маримба плюс», выступавшие несколькими часами позже, сразу позиционировали себя как разогревающую команду для ожидаемого уже к тому времени всеми Эла Ди Меолы. Не знаю, насколько это было оправданно... Но несколько раз повторённое обещание сыграть ещё одну песню и освободить сцену для «великого гитариста, которого мы все пришли послушать» несколько смазало впечатление от хорошего, как обычно, выступления ансамбля. И даже тот факт, что г-н Слепнер перешёл с маримбы на электрический ксилофон, не портит приятное впечатление от его музыки.
Диплом выдали и Слепнеру тоже.

К тому времени, как на сцену вышел Эл Ди Меола (Al di Meola), уже начало темнеть и сильно похолодало. Народу тем, не менее, прибавилось. Режиссёр долго возился с аппаратурой и звуком, но ничего, похоже, у него не вышло. Краткий и точный отчёт о концерте в исполнении Алексея Мощенкова, моего приятеля и хорошего фотографа, выдержавшего концерт Эла Ди Меолы целиком, выглядит вот так:
- Ди Меола очень замерз, бедолага. Несмотря на тепловые пушки.
И звук, конечно, вывел бы из себя любого. А музыка располагала скорее
к теплому клубу или летней камерной эстраде, чем к 5 градусам
Цельсия промозглым вечером в Сокольниках.
Сам я, честно говоря, не выдержал и ушёл до окончания концерта. Уж больно жалко было маэстро, который боролся с холодом и ужасным звуком. Но в какой-то момент, обходя фонтан, перед которым находилась сцена, я просто застыл и не мог сделать ни шагу, пока Ди Меола не доиграл пьесу... Но потом всё же ушёл.
И теперь мучаюсь вопросом: вручили Элу Ди Меоле диплом фестиваля или всё-таки постеснялись?..