Lisa Gerrard: после концерта можно умереть

Лайза Джерард (Lisa Gerrard) заранее ничего не обещала. Но спела так, что после её концерта можно умереть. Лучше — точно не будет никогда!
Даже без яцзына.

[Напоминание] «Благовест». Cantate Dominum @ сб, 24 ноя 14:00


Ансамбль «Благовест»
Песнопения католической церкви

сб., 24 ноября в 14:00
ММДМ. Камерный зал.

Московский ансамбль духовной музыки «БЛАГОВЕСТ»
«Cantate Dominum». Традиционные песнопения католической церкви. Музыкальная летопись человечества». Из цикла « Духовные песнопения народов мира».

В цикле ансамбль планирует охватить практически все духовные музыкальные традиции, сравнивая песнопения православных и католической церквей, еврейской и христианской традиции, Старого и Нового света. А также последить влияние духовной музыки на произведение светских композиторов.
Еще одна сквозная идея – найти общие корни, точки соприкосновения, сопоставив, например, рождественские песни разных народов или песнопения иудейского праздника Песах и христианской Пасхи. Все концерты сопровождаются увлекательными пояснениями, и интересны не только взрослым слушателям, но и детям.

На этот раз в программе:
Традиционные песнопения Католическиой Церкви. Григорианский и амвросианские распевы. Песнопения Мессы, Реквиема, Литаний, Stabat Mater.
Произведения Баха, Моцарта, Форе, Пуленка и др.
Открыть календарь - афишу концертов хорошей музыки в Москве»

[Событие] Фёдоров, Котов, Старостин @ пт, 23 ноя 21:30


Трио Фёдоров, Котов и Старостин

пт, 23 ноя 21:30

В клубе Bilingua

Совместный концерт Леонида Федорова, лидера группы «Аукцыон», Сергея Старостина, лучшего знатока и исполнителя русской народной музыки и Андрея Котова, руководителя хора русской духовной музыки «Сирин» — событие исключительное. И не только потому, что это состав собирается два-три раза в год или потому, что каждый из этих исполнителей — немалая величина в нашей музыке. Просто объединение этих музыкантов гораздо больше суммы их достоинств и в результате всегда обещает новое и глубокое музыкальное переживание.

Смотрите сами... Леонид Фёдоров — человек музыки, находящийся в постоянном поиске новых способов упаковки в музыкальные фразы и донесения до слушателей сложных чувств и переживаний. Сергей Старостин — проводник аутентичной песенной традиции, носитель сакрального, отчасти языческого, предназначения музыки. Хор «Сирин», созданный Андреем Котовым, продолжает традиции народного христианского пения. При этом творчество каждого их них, несмотря на частые заимствования, остаётся в рамках русской песенной традиции. Очевидно, что обмен идеями (музыкальными и не только) столь незаурядных и непохожих музыкантов даёт ни на что не похожий результат.


Билеты: 600/500 руб.

Открыть афишу концертов хорошей музыки в Москве»


[Напоминание] Алексей Айги и "4`33``" @ пт, 23 ноя 20:00


Алексей Айги и «4`33``»

пт., 23 ноября в 20:00

В клубе ArteFAQ

Я уже писал об Алексее Айги и его группе. Повторяться не буду. Придёте — не пожалеете.

Место проведения — Винный зал клуба.

Вход:

300 руб. — для членов клуба,

500 руб. — для гостей клуба.

Открыть афишу концертов хорошей музыки в Москве»

[Напоминание] Лампа Ladino @ пт, 23 ноя 20:00


Лампа Ladino

пт., 23 ноября в 20:00

В Культурном центре «ДОМ»

Стараюсь не пропускать концертов этой группы и давать анонсы каждого выступления, из которых можно понять, что вас ожидает и в этот раз . Хотя, «Лампа ладино» — группа молодая, постоянно меняющаяся. Чтобы сильно не повторяться , попробую объяснить в двух словах: группа играет современную, довольно интересную музыку, основанную на народных мелодиях сефардов — испанских изначально евреев, расселившихся после изгнания по всему Средиземноморью.

В результате этого как язык (ладино), так и фольклор этих евреев испытали на себе влияние испанской, арабской, греческой, турецкой и многих других национальных культур. Как во многих восточных культурах, народное пение сефардов нарративно, в своих «романсах» они в первую очередь рассказывают историю, передавая чувства как мелодией, так и словами рассказа. Сами музыканты так описывают сефардскую основу своего творчества:

Песенная традиция всегда была присуща еврейским выходцам с Иберийского полуострова, она зародилась еще в средневековой Испании и затем, вслед за сефардами, распространилась по странам рассеяния. Сефардская музыка приспосабливалась к местным особенностям, впитывая в себя северо-африканское «улюлюканье» в высоком регистре, балканские сложные ритмические рисунки, например 9/8, ладовые структуры турецкого макама.

Поскольку сефардские песни передавались от поколения к поколению в основном в изустной форме, на данный момент не существует сколько-нибудь точных документальных свидетельств того, как именно они звучали. Те мелодии, которые дошли до нас, имеют, в основном, более позднее происхождение - часть была позаимствована разными путями с Иберийского полуострова значительно позже периода изгнания, часть — адаптирована из музыки стран обитания (очень много встречается переработанных турецких и греческих песен), некоторые были сочинены еще позже - вплоть до XIX века. В отличие от мелодий, тексты песен нередко имеют более древнее происхождение, особенно это касается литургических текстов на иврите, которые записывались еврейскими поэтами средневековой Иберии.

Это смешение национальных традиций разных стран показалось недостаточным для музыкантов «Лампы Ladino». И взяв за основу старинные песни, они начали делать свою музыку. Стараясь донести до слушателей красоту сефардской музыки в целом, они обогащают её африканскими или латинскими ритмами, джазовыми обработками и свободной импровизации. Не всё всегда получается гладко, но в целом группа чрезвычайно интересная и наблюдать за её развитием с каждым годом становится только интереснее.

Послушайте, пожалуй, наиболее показательную песню из репертуара группы:



Вход — 300 руб., для студентов — 200 руб.

Сайт группы «Лампа Ladino»
Сообщество в LiveJournal


Открыть афишу концертов хорошей музыки в Москве»


[Напоминание] Регги - фестиваль @ чт, 22 ноя 19:00


Регги–фестиваль:
«Джа Дивижн», DubSka (Польша) и друзья.

чт., 22 ноября в 19:00

Клуб «Точка»

Вообще-то это не совсем фестиваль. Просто Герберт Моралес, лидер группы «Джа Дивижн» и условный «праотец реггей в России» (так написано на его сайте), отмечает свой день рождения. Как всегда шумно, позитивно и при большом стечении почитателей регги. Кроме самого Геры Моралеса, на сцене ждут группу DubSka — довольно занятную ска-регги группу из Польши. Кроме самостоятельных выступлений обеих групп, а также приглашённых гостей (в числе которых "Каникулы Бонифация", "DaDaDub" и другие), обещано совместное выступление «Джа Дивижн» и DubSka. Должно быть интересно.

Помимо грандиозного концерта ДД будут презентованы: альбом «ЭССЕНЦИЯ» Джа Дивижн, двойной диск «Гера в Польше» (музыка и видео-фильм), книга «Герберт Моралес: СТИХИ И ПЕСНИ», а также Интернет-портал и радио «ДЖА ДИВИЖН».

Билеты:

Предварительно — 300 руб.

В день концерта — 400 руб.

Сайт « Джа Дивижн»

Раздел DubSka на MySpace

Открыть афишу концертов хорошей музыки в Москве»

Земная красота образа Тессы Сутер

Нью-йоркская soul&jazz-певица Тесса Сутер пела в воскресенье в Московском международном доме музыки. Тесса предстала пред ясны очи московской публики как одна из примадонн Джазового Олимпа, по версии ММДМ. Однако примадонной её называть не хочется. Нет в ней лоска, звёздной яркости, блеска. Но, кажется, ей это только на пользу. Она не богиня и не героиня, она – женщина, земная и понятная.
В Тессе Сутер полностью отсутствует холодность и отстранённость знаменитости. Возможно, кто-то увидит причину этого в том, что профессиональный «стаж» Тессы как певицы не слишком велик, нередко, как и в анонсе этого блога, её называют «молодой, но уже чрезвычайно интересной». Однако ей за 30, музыкой начала заниматься ещё в детстве, а на профессиональной сцене она уже почти 10 лет. Срок не такой уж и большой, конечно, но достаточный для приобретения «золотого» налёта, учитывая быстрый взлёт, работу со многими джазовыми звёздами (имена – ниже, в справке), восторженные отзывы критиков.
Видимо, дело не в относительной профессиональной молодости, а в личности. Просто она такая, какая есть. Смотришь, как она держится на сцене, на её чуть сутуловатые плечи в безрукавом концертном платье, слушаешь её низкий, тёплый, местами хрипловатый голос, и ловишь себя на том, как легко представить её в мягких джинсах и свитере на обычной нью-йоркской кухне (уж сколько этих кухонь показали нам в последние годы по телевизору :-)!), смеющейся или мягко отчитывающей собственных детей. Согласна, странные ассоциации для концерта джазовой музыки, но уж какие есть.
Помимо ассоциаций были, конечно, и... другие ассоциации, но более эмоциональные. Теплота и земная красота голоса Тессы Сутер создавала ощущение, что находишься не в тесном кресле концертного зала, а в уютной гостиной загородного домика перед камином, вокруг – свечи, и кто-то очень близкий приносит шампанское. Банальная фантазия? Может быть. Но когда прочувствуешь что-то, становится неважно, банально это ощущение или нет.
Несмотря на простоту, понятность и теплоту, манеру исполнения Тессы нельзя назвать лишённой страстности. Страстность мотивирована в ней и заметными вкраплениями в её репертуар фламенко, индийской, восточной музыки, и происхождением (её отец – уроженец Тринидада). Кроме того, красивый низкий, слегка надтреснутый женский голос – один из самых распространённых символов женской сексуальности. Однако плавность движений, спокойная мимика во время пения, делают страстность Тессы сдержанной (возможно, тут виновата другая половина её крови – английская).
При всей кажущейся простоте, Тесса Сутер, несомненно, неординарная и действительно очень заметная певица. Ведущий концерта (наверное, неуместно назвать его конферансье?) обратил внимание зрителей на то, что джазовые стандарты Тесса аранжирует и исполняет так, как будто это совершенно новые, специально для неё написанные песни. И с этим хочется согласиться. Ни разу за весь концерт не возникло ощущения, что слушаешь «одну из джазовых певиц». Не могу сказать, что её выступление вызвало во мне восторг – нет, дух не захватывало. Но пение этой хрупкой женщины вызывало приятные мысли, тёплые воспоминания, совсем немножечко светлой грусти. И, не знаю почему, невозможно было освободиться от мысли, что она, наверное, верный друг и хорошая жена. Простите за такие немузыкальные выводы. Но ведь навеяны они были ЕЁ музыкой, её поведением на сцене, земной красотой её пения.

--------------------------------------------------------------------------------------------
Для тех, кому интересно, откуда ноги растут, немного справочной информации с сайта Тессы Сутер (перевод — мой).

С трёх лет Тесcа училась петь, в 12 взяла в руки гитару. С подросткового возраста ей стали прочить карьеру певицы, но на пути к ней Тессе пришлось сделать крюк – отвлечься на раннее материнство, обучение в университете и работу в журналистике.
В 1992 году Тесса поселилась в Сан-Франциско, стала писать для британских периодических изданий – Vogue, Elle, The Guardian, The Times. Она также стала одним из шести первых членов творческого сообщества «Грот писателей» (The Writer’s Grotto), основанном в Сан-Франциско в 1994 году.
В 1996 году Тесса перебралась в Нью-Йорк, где стала принимать участие в джазовых джемах. А в 1998 году выиграла стипендию на обучение в Манхэттенской школе музыки (Manhattan School of Music). Проучившись там всего один семестр, она стала брать частные уроки у легендарного джазового вокалиста Марка Мёрфи (Mark Murphy).
Профессиональный дебют Тессы состоялся в 1999 году. С этого времени она успела выступить со многими звёздами джазового олимпа – Марком Мёрфи, Джо ла Барбера (Joe la Barbera), Марвином Сьюэллом (Marvin Sewell), Ларри Кунзом (Larry Koonse), номинантом «Грэмми» Бобби Санабриа (Bobby Sanabria) и легендарным тубистом Ховардом Джонсоном (Howard Johnson).
Ларри Кунз сказал о ней: «Тесса Сутер обладает всеми качествами, которые я ценю в музыкантах: отличное чувство ритма, прекрасные фразировки, эффектный звук, уважение к тишине, эмоциональная связь с текущим моментом, и фантастическое умение рассказать историю. Она превосходна во всём».

[Напоминание] VOLGA @ ср, 21 ноя 22:00


VOLGA

ср., 21 ноября в 22:00

В клубе «Проект ОГИ»

Экспериментально-электронный проект, главная визитная карточка нашей этно-электроники, группа «Волга», нечасто радует нас выступлениями. Да и программа с композициями последнего альбома «Помол», который группа в этом году записала в Англии, достойна того, чтобы услышать её вживую. Особенно в любимом многими «подпольном» клубе «Проект ОГИ».

Вообще, идея подкладывать под этнический вокал электронную основу, далеко не нова. Безусловно, даб, трип-хоп, хаус и прочие электронные изыски, которыми радуют нас музыканты «Волги» — самого высокого качества. Но особенно хорош какой-то буквально волшебный вокал Анжелы Манукян. Певица владеет десятками техник русского народного пения, относящимся к совершенно различным регионам страны. Но даже не это главное, хотя выбираемые группой песни завораживают сами по себе.

А главное, что делает эту группу столь интересной для любого любителя хорошей музыки — это новые смыслы и однозначно глубокие переживания, которые создаются из сплава народных «песен-уговоров» и современной электроники. Уникальная мелодика, рождаемая в выступлениях группы, позволяет выйти за пределы обыденного мира и прикоснуться к чему-то большему, расширить собственные представления о мире. Аутентичные тексты песен 12-19 вв., собранные Анжелой по всей России, включают глубинную память и эмоции слушателя. Причём, для того, что проникнуться музыкой группы «Волга», по моему, совсем не обязательно быть русским.

Одна песня с альбома «Помол» поможет вам понять, о чём идёт речь:



Сайт группы « Волга»

Открыть афишу концертов хорошей музыки в Москве»

Горан Брегович: механический оркестр для любой попойки

Записи музыки сараевского композитора Горана Бреговича обещают больше, чем способен дать музыкант Брегович и его Wedding & Funeral Band на живом концерте. Нет, хорошо отлаженный механизм оркестра работает по-прежнему чётко и даже способен заводить зал. Но вот нового и живого на концертах группы нет и в помине. Ни новой ноты в аранжировке, ни нового движения в спектакле, которым обставляется каждое выступление. Так что ни для свадьбы, ни для похорон оркестр не годится. Дружеская попойка с большим количеством сливовицы — истинное предназначение этого хорошо отрепетированного балканского балагана.

«Свадебно-похоронный оркестр» Горана Бреговича (Goran Bregović) 17 ноября в который раз уже порадовал своим приездом московских восторженных барышень. И сразу надо сказать, ничего нового по сравнению с предыдущим выступлением для них не приготовил. Пара новых песен — слабая компенсация за уже виденное шоу, составленное из композиций альбома «Сказки и песни для свадеб и похорон» (Tales and Songs from Weddings and Funerals) и всеми любимых саундтреков к фильмам Эмира Кустурицы (Emir Kusturica). Даже так называемые «спонтанные движения» и разговоры с залом были тщательно отрепетированы и повторяются из концерта в концерт, включая прошлогоднее выступление в Москве. Та же «Артиллерия» в старой сербской песенке, то же «Вперёд!» в «Калашникове», те же рассуждения о достоинствах пения под выпивку. Такое впечатление, что только рубашка да туфли были новые.

Всё бы было ничего, если бы заряд этой самой «артиллерии» не ослабевал от года к году. Кто-то говорит, что маэстро обленился, для кого-то понятно желание собрать все дивиденды от классной музыки и великолепного состава профессионалов, собранного не за один год. А некотрые, как мой собеседник-серб, после концерта бурчат, что «Горан — мошенник, делающий деньги на интересе к балканским проблемам, вместо того, чтобы писать новую музыку».

Я-то, конечно, считаю, что композитор Горан Брегович достаточно интересен, чтобы не обвинять его в мошенничестве, его брасс-бенд — один из лучших на Балканах, а для несуществующей уже Югославии он сделал больше, чем все политики вместе взятые. Но, одновременно, я попадаю в ловушку, которую создаю себе сам: слушая его в записи, я вижу возможности, которые заложены в этой музыке, буде она исполнена вживую. А на концерте вижу тщательно отрепетированный балаган, где всё крутится вокруг личного обаяния лидера и который рассчитан на впечатлительных представительниц прекрасного пола. И становится обидно.

Обидно вдвойне, поскольку на концерт приходишь подготовленным к тому, чтобы зажечь по-настоящему, начальные звуки меди в проходах зрительного зала откликаются где-то глубоко внутри тебя, а первая песня вызывает настоящий эмоциональный подъём и хочется начать отплясывать прямо сейчас. Вторая песня — то же самое, на третьей понимаешь, что это «то же самое» становится монотонностью, а потом и вовсе становится скучно. Я своими глазами видел человека, который клевал носом в самый разгар концерта! И я понимаю этого человека.

Конечно, впечатление портил и весьма посредственный звук, медь заглушала и голоса болгарских вокалисток, и даже вроде бы неплохой голос Алена Адемовича (Alen Ademović), который играл также на на простенькой ударной установке и на гармонике. А ведь именно вокалистки и Адемович в конце концов вытянули концерт ближе к его середине. Пара медленных здумчивых песен практически а-капелла — и стало понятно, что в музыке Бреговича есть-таки чувство, настоящие эмоции, которые тонули в шумном брассе. После этого и знаменитая благодаря Игги Попу и фильму "Arizona Dream" тема "In the Death Car", и дальнейший разгул веселья показался уже не таким натянутым. Да и в в партере и на трибунах прибавилось танцующих — проняло-таки.


А мастер-класс по использованию этнических мотивов в кино, который маэстро Горан давал за несколько часов до концерта в рамках в рамках IV Московского международного фестиваля музыкального образования MusicFest '2007, оказался довольно занудной лекцией, которую иногда оживляли ошибки переводчика. Всё-таки некоторым лучше делать шоу и не пытаться учить этому других.

Фотографии nasha_ket, AvataR_Timofeich и borninfriday (из koncert_photo)

[Событие] LISA GERRARD @ чт, 22 ноя 19:00


LISA GERRARD

чт., 22 ноября в 19:00

В Театре эстрады

Не могу удержаться и проанонсирую этот концерт заранее. Я был одним из первых, кто рассказал о предстоящем событии. Кусочек Dead Can Dance, легендарной группы, в Москве! Не буду излишне подробен, скажу лишь, что для меня Лайза Джерард (Lisa Gerrard) — воплощение всего, что я люблю в хорошей музыке. Божественный голос, использование экзотических инструментов и виртуозное владение как музыкальным материалом, так и собственным голосом, делает любое выступление этой исполнительницы незабываемым переживанием. А игра на янцзине, большом струнном инструменте родом из Китая, стоя за которым она любит выступать, превращает любой её концерт в исключительное событие для любого почитателя world music и не только.

Собственно, послушать можете сами:


Видео с концерта. Запись не очень хорошая, но даже это не может испортить впечатления:



Сайт Лизы Джерард

Открыть афишу концертов хорошей музыки в Москве»

[Напоминание] EDOM (США) @ вт, 20 ноя 20:00


EDOM (США)

вт., 20 ноября в 20:00

В Культурном центре «ДОМ»

Группа для меня новая, послушать удалось немного, но рекомендация «ДОМа» и то, что в ней написано, заставляет думать, что это «ж-ж-ж-ж» — неспроста. В двух словах: израильский «Аукцыон». В общем, читайте сами:

Легендарный Джон Зорн, на чьём лейбле «Tsadik» вышел альбом Эяля Маоза и его группы, назвал «Edom» настоящим прорывом. В ноябре проект «Эшколь» знакомит московских слушателей с одной их самых интересных новых групп направления Radical Jewish Culture. Музыку, которую играют «Edom» невозможно определить одним словом, она сопротивляется любям жанровым определениям. Радикальный еврейский рок, авангардный джаз, джаз-рок – все эти слова верны и все недостаточны для описания того, что Зорн называет «экстатической музыкой нового городского поколения», а критики характеризуют как полное переосмысление традиционного подхода к джазовой обработке фольклорных мотивов. «Edom» играют непростую музыку, но при этом они настолько далеки от академизма и холодной деконструкции, насколько это вообще возможно. «Альбом сделан из радости, красоты, надежды и боли», – говорит лидер группы, живущий в Нью-Йорке израильский гитарист Эяль Маоз.


Эяль Маоз — гитара
Брайан Марселла — орган
Шанир Блуменкранц — бас-гитара
Юваль Лайон — ударные.

Сайт группы Edom

На сайте можно послушать музыку, причём там есть партии Джона Медески (John Medeski)

Вход бесплатный

Открыть афишу концертов хорошей музыки в Москве»

[Напоминание] Биг-Бенд Георгия Гараняна @ пн, 19 ноя 19:00


Биг-бэнд Георгия Гараняна.
«Каунт Бейси, которому подражают все»

пн., 19 ноября в 19:00
Большой зал Московской консерватории

Образовательный (отчасти) проект одного из лучших джазовых дирижёров России представляет на этот раз творчество лидера одного из лучших оркестров за всю более чем столетнюю историю джаза. Уильям (Каунт — Граф) Бейси (William [Count] Basie) — музыкант, который создал самый лучший оркестр, состоящий из по-настоящему значимых музыкальных фигур. Он не подбирал музыкантов под себя, как Дюк (Герцог) Эллингтон (Duke Ellington), а давал полную свободу творчества каждому своему солисту, походя расставляя собственными партиями нужные акценты в их свободных импровизациях.

Как бы то ни было, из великих биг-бэндов в нашей памяти остались только эти два и в суровые 60-е, когда от «настоящего» мейнстрима в джазе ничего не осталось, они поддерживали марку и выдавали качество, которое и не снилось популярным тогда рок-н-ролльщикам и музыкантам кантри. А ещё оркестр Каунта Бейси считают прородителем таких стилей как би-боп, cool и многих других, зачатки которых можно обнаружить в его музыке середины 30-х годов. Поэтому не странно, что у него учатся все начинающие джазмены, а нынешние гранды волей-неволей обращаются к его музыке рано или поздно. Мотивация Гараняна в связи этим очень даже понятна, а площадка Большого зала Московской консерватории не кажется излишне пафосной для такого концерта. Тем более, что оркестр российского телерадиоцента давно заслужил внимание и почтение любителей джаза в России и в мире.

Сайт Георгия Гараняна и его оркестра.

Открыть афишу концертов хорошей музыки в Москве»