Saadet Türköz: восточный романс с суфийскими корнями

О концертах Саадет Туркёз в «ДОМе» и Московском доме национальностей хотелось бы сказать особо. Интересная певица с уникальным репертуаром и любовью к импровизации не могла не привлечь внимания. В том, что она делает, особенно важен элемент новизны. Но это не цирковая новизна очередной «дивы с Востока», это новизна сообщения, которое Саадет несёт в своих импровизациях, основывающихся на казахских и турецких народных песнях с изрядным влиянием арабской и персидской вокальной традиции.

Несмотря на всю тюркоязычную экзотику и джазовые переливы в голосе, Саадет Туркёз (Saadet Türköz) поёт довольно простые песни. В итоге, как заметил музыкант Сергей Летов, который с явным интересом выслушал выступление певицы, получается своеобразный «восточный романс». И хотя это музыка другого культурного ряда (не говоря уж о недоступности для большинства присутствующих языков, на которых пела Саадет), у слушателя возникает понимание того, что рассказывается на сцене. Саадет — сказитель, который хочет поведать простую историю, облекая свои воспоминания и воспоминания своего народа в форму музыки.

В том, что делает певица, очень сильна генетическая память, память поколений кочевников, нимало не отретушированная европейской культурой, в рамках которой она создаёт свой нарратив. Она во многом проживает свои истории прямо на сцене, захватывая даже неподготовленного слушателя внутрь своего повествования. К тому же на творчестве певицы существенный отпечаток оставила суфийская музыкальная традиция, музыка Корана. А это значит, что восприятие её рассказов требуют особого настроя и немалых усилий как от музыканта, так и от слушателя. Последнему, даже если он воспитан в иной традиции, не должно быть поглощенному тварным, когда звучит музыка.

И это притом, что Саадет Туркёз не обладает каким бы то ни было выдающимся голосом. Да, он силён, но диапазон его, по словам Сергея Летова, не превышает диапазон человеческой речи. Тем не менее, то, как она микроинтонациями выделяет важные для неё моменты, как совсем не европейскими интонациями передаёт особенности во многом непонятной нам культуры, управляет вниманием зала и захватывает его полностью. Поэтому и сообщение, которое она несёт в своей музыке, вполне очевидно считывается и остаётся в памяти любого из слушателей.

Дуэт с Антоном Силаевым в «ДОМе», если и был интересен самой певице и знакомым с её творчеством слушателям в зале, для меня был скорее помехой. Очевидно, что этот неплохой музыкант и импровизатор не всегда понимал, что хочет сказать Саадет, да и самому ему хотелось донести до слушателей что-то своё. Поэтому противоречия периодически возникали. Но он честно пытался следовать своей музыкальной партией за «историями», рассказываемые певицей. И, тем самым, позволил выделить дополнительные грани в таланте этой необычной певицы, предпочитающей обычно петь a capella.

Шумовая электроника Силаева в первой композиции совершенно точно мешала и плохо сочеталась с тем, что делала со звуком Саадет. Но в следующих композициях что-то произошло, и аккомпанемент перестал выходить на первый план. Такое впечатление, что звуки у певицы начали выходить непосредственно из груди, и голос в этом перестал участвовать. А проблемы совпадения с тем, что делает Антон Силаев, ушли на второй план. После этого обратить на него внимание можно было только в тот момент, когда он менял инструменты: ноутбук, диджериду и труба вполне органично поддерживали вокал певицы. И пожалуй, в самом конце выступления, Силаев почувствовал усталость зала от монотонности предлагаемых распевов. Тогда он начал нагнетать напряжение в музыке, захватывая тем самым внимание слушателей и заставляя вокал следовать за своей аранжировкой.

А Саадет Туркёз — певица романсовая, камерная. И лишняя экспрессия ей, пожалуй, вредит. Поэтому гораздо органичней она выглядела на сольном концерте, где сама выбирала, как рассказывать свои истории.

Жаль, что Назим Надиров, организовавший концерты Саадет Туркёз в рамках своего проекта «Дивы Евразии», увлечён промоутерской деятельностью уже не так сильно, как ещё несколько лет назад. Боюсь, что следующая «дива» появится в Москве опять не раньше, чем через полгода.


Спасибо замечательному музыканту Сергею Летову
за умение делиться своим пониманием хорошей музыки.

фотографии с сайтов:
Фирма грамзаписи «ДЛИННЫЕ РУКИ»
RootsWorld

1 комментарий:

arbakesh комментирует...

Салам Николай!
в связи Саадет ты пишешь "на языке Корана", эт неверно, она не поет по-арабски
и к суфийской музыке ее творчество можно отнести с большой натяжкой и только для того ,чтобы угодить новым друзьям
А по сути : ничегошеньки суфийского в ём нетути