Горан Брегович: механический оркестр для любой попойки

Записи музыки сараевского композитора Горана Бреговича обещают больше, чем способен дать музыкант Брегович и его Wedding & Funeral Band на живом концерте. Нет, хорошо отлаженный механизм оркестра работает по-прежнему чётко и даже способен заводить зал. Но вот нового и живого на концертах группы нет и в помине. Ни новой ноты в аранжировке, ни нового движения в спектакле, которым обставляется каждое выступление. Так что ни для свадьбы, ни для похорон оркестр не годится. Дружеская попойка с большим количеством сливовицы — истинное предназначение этого хорошо отрепетированного балканского балагана.

«Свадебно-похоронный оркестр» Горана Бреговича (Goran Bregović) 17 ноября в который раз уже порадовал своим приездом московских восторженных барышень. И сразу надо сказать, ничего нового по сравнению с предыдущим выступлением для них не приготовил. Пара новых песен — слабая компенсация за уже виденное шоу, составленное из композиций альбома «Сказки и песни для свадеб и похорон» (Tales and Songs from Weddings and Funerals) и всеми любимых саундтреков к фильмам Эмира Кустурицы (Emir Kusturica). Даже так называемые «спонтанные движения» и разговоры с залом были тщательно отрепетированы и повторяются из концерта в концерт, включая прошлогоднее выступление в Москве. Та же «Артиллерия» в старой сербской песенке, то же «Вперёд!» в «Калашникове», те же рассуждения о достоинствах пения под выпивку. Такое впечатление, что только рубашка да туфли были новые.

Всё бы было ничего, если бы заряд этой самой «артиллерии» не ослабевал от года к году. Кто-то говорит, что маэстро обленился, для кого-то понятно желание собрать все дивиденды от классной музыки и великолепного состава профессионалов, собранного не за один год. А некотрые, как мой собеседник-серб, после концерта бурчат, что «Горан — мошенник, делающий деньги на интересе к балканским проблемам, вместо того, чтобы писать новую музыку».

Я-то, конечно, считаю, что композитор Горан Брегович достаточно интересен, чтобы не обвинять его в мошенничестве, его брасс-бенд — один из лучших на Балканах, а для несуществующей уже Югославии он сделал больше, чем все политики вместе взятые. Но, одновременно, я попадаю в ловушку, которую создаю себе сам: слушая его в записи, я вижу возможности, которые заложены в этой музыке, буде она исполнена вживую. А на концерте вижу тщательно отрепетированный балаган, где всё крутится вокруг личного обаяния лидера и который рассчитан на впечатлительных представительниц прекрасного пола. И становится обидно.

Обидно вдвойне, поскольку на концерт приходишь подготовленным к тому, чтобы зажечь по-настоящему, начальные звуки меди в проходах зрительного зала откликаются где-то глубоко внутри тебя, а первая песня вызывает настоящий эмоциональный подъём и хочется начать отплясывать прямо сейчас. Вторая песня — то же самое, на третьей понимаешь, что это «то же самое» становится монотонностью, а потом и вовсе становится скучно. Я своими глазами видел человека, который клевал носом в самый разгар концерта! И я понимаю этого человека.

Конечно, впечатление портил и весьма посредственный звук, медь заглушала и голоса болгарских вокалисток, и даже вроде бы неплохой голос Алена Адемовича (Alen Ademović), который играл также на на простенькой ударной установке и на гармонике. А ведь именно вокалистки и Адемович в конце концов вытянули концерт ближе к его середине. Пара медленных здумчивых песен практически а-капелла — и стало понятно, что в музыке Бреговича есть-таки чувство, настоящие эмоции, которые тонули в шумном брассе. После этого и знаменитая благодаря Игги Попу и фильму "Arizona Dream" тема "In the Death Car", и дальнейший разгул веселья показался уже не таким натянутым. Да и в в партере и на трибунах прибавилось танцующих — проняло-таки.


А мастер-класс по использованию этнических мотивов в кино, который маэстро Горан давал за несколько часов до концерта в рамках в рамках IV Московского международного фестиваля музыкального образования MusicFest '2007, оказался довольно занудной лекцией, которую иногда оживляли ошибки переводчика. Всё-таки некоторым лучше делать шоу и не пытаться учить этому других.

Фотографии nasha_ket, AvataR_Timofeich и borninfriday (из koncert_photo)

Комментариев нет: