Земная красота образа Тессы Сутер

Нью-йоркская soul&jazz-певица Тесса Сутер пела в воскресенье в Московском международном доме музыки. Тесса предстала пред ясны очи московской публики как одна из примадонн Джазового Олимпа, по версии ММДМ. Однако примадонной её называть не хочется. Нет в ней лоска, звёздной яркости, блеска. Но, кажется, ей это только на пользу. Она не богиня и не героиня, она – женщина, земная и понятная.
В Тессе Сутер полностью отсутствует холодность и отстранённость знаменитости. Возможно, кто-то увидит причину этого в том, что профессиональный «стаж» Тессы как певицы не слишком велик, нередко, как и в анонсе этого блога, её называют «молодой, но уже чрезвычайно интересной». Однако ей за 30, музыкой начала заниматься ещё в детстве, а на профессиональной сцене она уже почти 10 лет. Срок не такой уж и большой, конечно, но достаточный для приобретения «золотого» налёта, учитывая быстрый взлёт, работу со многими джазовыми звёздами (имена – ниже, в справке), восторженные отзывы критиков.
Видимо, дело не в относительной профессиональной молодости, а в личности. Просто она такая, какая есть. Смотришь, как она держится на сцене, на её чуть сутуловатые плечи в безрукавом концертном платье, слушаешь её низкий, тёплый, местами хрипловатый голос, и ловишь себя на том, как легко представить её в мягких джинсах и свитере на обычной нью-йоркской кухне (уж сколько этих кухонь показали нам в последние годы по телевизору :-)!), смеющейся или мягко отчитывающей собственных детей. Согласна, странные ассоциации для концерта джазовой музыки, но уж какие есть.
Помимо ассоциаций были, конечно, и... другие ассоциации, но более эмоциональные. Теплота и земная красота голоса Тессы Сутер создавала ощущение, что находишься не в тесном кресле концертного зала, а в уютной гостиной загородного домика перед камином, вокруг – свечи, и кто-то очень близкий приносит шампанское. Банальная фантазия? Может быть. Но когда прочувствуешь что-то, становится неважно, банально это ощущение или нет.
Несмотря на простоту, понятность и теплоту, манеру исполнения Тессы нельзя назвать лишённой страстности. Страстность мотивирована в ней и заметными вкраплениями в её репертуар фламенко, индийской, восточной музыки, и происхождением (её отец – уроженец Тринидада). Кроме того, красивый низкий, слегка надтреснутый женский голос – один из самых распространённых символов женской сексуальности. Однако плавность движений, спокойная мимика во время пения, делают страстность Тессы сдержанной (возможно, тут виновата другая половина её крови – английская).
При всей кажущейся простоте, Тесса Сутер, несомненно, неординарная и действительно очень заметная певица. Ведущий концерта (наверное, неуместно назвать его конферансье?) обратил внимание зрителей на то, что джазовые стандарты Тесса аранжирует и исполняет так, как будто это совершенно новые, специально для неё написанные песни. И с этим хочется согласиться. Ни разу за весь концерт не возникло ощущения, что слушаешь «одну из джазовых певиц». Не могу сказать, что её выступление вызвало во мне восторг – нет, дух не захватывало. Но пение этой хрупкой женщины вызывало приятные мысли, тёплые воспоминания, совсем немножечко светлой грусти. И, не знаю почему, невозможно было освободиться от мысли, что она, наверное, верный друг и хорошая жена. Простите за такие немузыкальные выводы. Но ведь навеяны они были ЕЁ музыкой, её поведением на сцене, земной красотой её пения.

--------------------------------------------------------------------------------------------
Для тех, кому интересно, откуда ноги растут, немного справочной информации с сайта Тессы Сутер (перевод — мой).

С трёх лет Тесcа училась петь, в 12 взяла в руки гитару. С подросткового возраста ей стали прочить карьеру певицы, но на пути к ней Тессе пришлось сделать крюк – отвлечься на раннее материнство, обучение в университете и работу в журналистике.
В 1992 году Тесса поселилась в Сан-Франциско, стала писать для британских периодических изданий – Vogue, Elle, The Guardian, The Times. Она также стала одним из шести первых членов творческого сообщества «Грот писателей» (The Writer’s Grotto), основанном в Сан-Франциско в 1994 году.
В 1996 году Тесса перебралась в Нью-Йорк, где стала принимать участие в джазовых джемах. А в 1998 году выиграла стипендию на обучение в Манхэттенской школе музыки (Manhattan School of Music). Проучившись там всего один семестр, она стала брать частные уроки у легендарного джазового вокалиста Марка Мёрфи (Mark Murphy).
Профессиональный дебют Тессы состоялся в 1999 году. С этого времени она успела выступить со многими звёздами джазового олимпа – Марком Мёрфи, Джо ла Барбера (Joe la Barbera), Марвином Сьюэллом (Marvin Sewell), Ларри Кунзом (Larry Koonse), номинантом «Грэмми» Бобби Санабриа (Bobby Sanabria) и легендарным тубистом Ховардом Джонсоном (Howard Johnson).
Ларри Кунз сказал о ней: «Тесса Сутер обладает всеми качествами, которые я ценю в музыкантах: отличное чувство ритма, прекрасные фразировки, эффектный звук, уважение к тишине, эмоциональная связь с текущим моментом, и фантастическое умение рассказать историю. Она превосходна во всём».

4 комментария:

Николай aka Finnick комментирует...

Ну да, пожалуй, по поводу "молодой" я несколько погорячился. Но, с другой стороны, как можно назвать музыканта, у которого вышел всего один альбом, да и тот недавно :)
А "Караван" она спела? Как тебе аранжировка?

Rina комментирует...

Да, была эта песенка. Но, как мне показалось, не очень правильно по ней оценивать всё творчество ТС.

Анонимный комментирует...

неплохо

Анонимный комментирует...

Узнал много. Спасибо